Home Недельная Глава Недельная глава — Шофтим

Недельная глава — Шофтим

by admin
0 comment

Краткое содержание главы «Шофтим»

Моше заповедует народу Израиля назначить судей и судебных исполнителей во всех городах. «К справедливости, к справедливости стремись!» — повелевает он им, предостерегая против взяточничества и лицеприятия. Все правонарушения должны быть тщательно расследованы, а показания свидетелей скрупулезно исследованы. Как минимум два свидетеля необходимо для обвинения и приговора.

В каждом поколении, говорит Моше, будут учители, чьей обязанностью будет истолкование и разъяснение Закона — «По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся от того, что они скажут тебе, ни вправо, ни влево».

Глава «Шофтим» также содержит запреты идолопоклонства и колдовства, законы, регулирующие назначение царя и его поведение и инструкции для создания городов-убежищ, служивших укрытием для людей, совершивших неумышленное убийство. Также даются многие законы ведения войны: освобождение от службы тому, кто или только что женился, или построил дом, или насадил виноградник, или боится и «робок сердцем»; необходимость предложения мирных условий перед нападением на город; запрет бессмысленного уничтожения ценностей, примером чему служит запрет срубать фруктовые деревья во время осады (в контексте которого звучат известные слова Торы: «Человек — дерево полевое».

В заключение главы следует заповедь об Эгла-Аруфа — особой процедуре, когда при обнаружении в поле тела человека, убитого неизвестными, старейшины ближайшего к месту убийства города во искупление совершают заклание телицы, что подчеркивает ответственность общины и ее лидеров не только за то, что они делают, но и за то, что возможно могло бы быть ими предотвращено.

Cвязь с источником жизни

Слова из главы «Шофтим» «Человек — дерево полевое» часто приводятся в еврейских книгах. Благодаря тому, что Тора сравнивает человека с деревом, Новый год деревьев — Ту-Бишват — мы отмечаем как праздник (в отличие, скажем, от Нового года животных.

Какова же связь между человеком и деревом? Ведь человек — венец Творения, а дерево, относящееся к царству растений, находится на низком уровне создания, даже ниже животного мира. Какое же сущностное свойство дерева делает именно его достойным уподобления человеку?

Уникальным свойством растения является его привязанность к источнику своего существования, к земле. Люди и животные тоже получают пропитание от земли (и даже были сотворены из нее), однако им не нужно быть напрямую связанными со своим корнем, со стихией, их породившей. Растение же должно быть постоянно соединено с землей, и будучи вырвано из почвы, оно гибнет.

В особой степени это находит свое выражение у деревьев, поскольку они являются самыми долговечными представителями растительного мира и, испытывая на себе влияние смен времен года, тем не менее плодоносят из года в год (в отличие от однолетних растений, которые гибнут по окончании своего сезона). Это указывает на чрезвычайно сильную связь деревьев с землей, которую не могут поколебать даже сезонные изменения погодных условий.

В этом аспекте человека можно сравнить с полевым деревом. И он в своей истинной сущности неотделим от своего источника. Его душа нуждается в постоянной и непрерывной связи с корнем своей жизненности, без которой ее жизнь — это не жизнь. Связь с источником жизни — это именно то свойство растения, которое человек должен в себе укреплять.

Источником жизни человека является Тора, как сказано: «Они (слова Торы) — наша жизнь». Именно из нее, из Торы, еврей черпает душевные силы. Однако реальность такова, что лишь для малой части еврейского народа изучение Торы является основным занятием. В большинстве же своем евреи должны (по закону Торы), посвятив себя всецело учению на какое-то время в начале жизни, идти затем из «шатра учения» в мир, чтобы исполнять Б-жественную миссию — «создать Ему, Благословенному, жилище в нижних мирах».

Но при всем при этом нужно помнить, что человек сравнивается с деревом полевым: даже когда оно возвышается над землей, корнями своими оно постоянно связано со своим источником. Так же и человеку необходимо, даже находясь на этапе жизненной «гонки», чувствовать связь с той порой, когда он занимался лишь изучением Торы. И эта связь не должна ограничиваться лишь памятью о том, как когда-то в юности он изучал Тору, но должна быть прочной и явной настолько, чтобы человек ощущал, что Тора, которую он изучал — это источник его нынешней жизни. И точно так же то время — пусть и непродолжительное — утром и вечером, что он устанавливает для ежедневного изучения, должно оказывать воздействие на всю его повседневную жизнь, чтобы весь его день был пронизан влиянием и духом Торы.

 

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment