Home Недельная Глава Недельная глава — Бэар

Недельная глава — Бэар

by admin
0 comment

На горе Синай Б-г сообщает Моисею законы субботнего года. Каждый седьмой год любая работа на земле: пахота, посев, сбор урожая и т.п. — должна быть прекращена, а ее урожай предоставлен в пользование любому желающему — как человеку, так и зверю.

Вслед за семью циклами субботних лет наступает пятидесятый — Юбилейный — год, когда работа на земле должна быть прекращена, рабы получают свободу, а проданные земельные владения в Святой Земле возвращаются к изначальным владельцам.

В главе «Бэар» также содержатся дополнительные законы, регулирующие продажу земель, а также запреты мошенничества и ростовщичества.

Дармовой хлеб

«И если обеднеет брат твой и придет в упадок… поддержи его… не бери с него проценты и роста…» Предупреждение, содержащееся в этой главе, заканчивается словами: «…Я Б-г, Вс-сильный ваш, который вывел вас из страны египетской… чтобы быть вам Б-гом Вс-сильным». Наши мудрецы объясняют: «Каждый, кто принимает на себя ярмо закона о проценте, — принимает на себя Ярмо Небес, а каждый, снимающий с себя это ярмо, сбрасывает с себя и Ярмо Небес».

Почему же именно запрет давать в долг под процент избран Торой, как символ «принятия Ярма Небес»? Чем он так выделяется из остальных заповедей, что исполнение его отражает сущность связи между человеком и его Создателем?

В чем идея ростовщичества? Суть одалживания денег в рост заключается в том, что человек получает доход без приложения собственного труда, на работе другого человека. Одалживание денег принципиально отличается от одалживания какого-либо предмета, когда одалживающий остается владельцем этой вещи и может взимать плату за использование своего имущества. Деньги же не являются конкретной ценностью, предметом, а лишь абстрактным эквивалентом стоимости. Когда человек дает взаймы свои деньги другому, они перестают быть его деньгами, они уже принадлежат взявшему в долг, просто последний в будущем должен эту сумму вернуть. Получая с этих денег проценты, дающий в долг зарабатывал бы на чужих деньгах, только лишь в силу того факта, что когда-то они были его. Совсем иначе, когда человек вкладывает капитал в дело. Тогда его деньги по-прежнему принадлежат ему, и он получает прибыль от своего капитала. В случае же займа одолженные деньги кредитору больше не принадлежат.

Это проясняет вопрос, почему запрет ростовщичества символизирует общую картину служения Всевышнему. Б-г создал мир таким образом, что Его благословение приходит к человеку лишь посредством его собственной работы, собственных усилий. Это касается как материальной жизни человека, так и духовной. Заповеди Торы являются выражением этого принципа работы человека: необходимо творить добрые дела, чтобы добиться духовного возвышения.

Почему Всевышний установил такой порядок? Почему Он, высшее проявление добра, не может одарить благословением свое творение без усердия со стороны последнего? Ответ заключается в следующем. Именно потому, что Всевышний есть абсолютное добро и желает истинного блага человеку, Он сделал так, что все должно достигаться только трудом. Так как только то, что человек достигает собственной работой, и есть истинное добро.

То, что дается даром, называется «хлебом стыда». Бесплатная подачка — это вовсе не дар, и она не приносит радости и удовлетворения. Если же человек заработал награду собственным трудом, то он испытывает истинную радость и по-настоящему ценит то, что получил.

Запрет давать деньги в рост символизирует этот принцип в большей степени, нежели любая другая заповедь. Поэтому тот, кто соблюдает этот запрет, — «принимает на себя Ярмо Небес», а тот, кто одалживает под проценты, «сбрасывает с себя Ярмо Небес».

You may also like

Leave a Comment