Home Недельная Глава Недельная глава — Насо

Недельная глава — Насо

by admin
0 comment

По завершении поголовного исчисления Сынов Израиля отдельно подсчитывается количество левитов в возрасте от 30 до 50 лет — 8580 человек — тех, кто были пригодны для служения и переноски Святилища.

Всевышний сообщает Моше закон о соте, распутной жене, заподозренной мужем в неверности. Также дается закон о назире, человеке, давшем обет воздержания от вина, которому запрещено стричь волосы и становиться ритуально нечистым от прикосновения к мертвому телу.

Первосвященнику Аарону и всем его потомкам-коэнам дается заповедь благословлять народ Израиля особым тройным благословением.

Главы двенадцати колен Израилевых приносят свои подношения в честь освящения жертвенника. При том, что дары их всех одинаковы, они приносятся не в один день, а в разные дни на протяжении двенадцати дней, и во всех подробностях отдельно описываются я в Торе.

Отсутствие похвалы — тоже похвала

Глава «Насо» в своем начале завершает подсчет семей колена Леви, которые переносили Храм и его утварь во время странствий по пустыне. Предыдущая глава заканчивалась подсчетом семей Кеата, в чьи обязанности входило переносить Ковчег и храмовую утварь. А нынешняя глава повествует об обязанностях семей Гершона, которые должны были носить полотнища покрытий Шатра Откровения, и об обязанностях семей Мрари, которые должны были носить балки Шатра и его подножия.

В этом «уставе» есть одна существенная разница. Когда речь идет о семьях Кеата и Гершона, Тора использует выражение, несущее смысл уважения и почета: «сочти поголовно» (буквально — «возвысь их главу»), когда же речь идет о Мрари, сказано просто «пересчитай их».

По этому поводу Мидраш замечает: «Сыновьям Кеата и Гершона Б-г оказал уважение — Кеату из-за того, что они носили Ковчег, Гершону из-за того, что был первенцем. Сынам же Мрари, обычного сына (не первенца), которые носили просто балки и подножия, не сказано (поэтому) уважительного «сочти поголовно»».

Такое объяснение вызывает удивление. Неужели только потому, что Мрари был «простым сыном» и в обязанности его сынов входила «только» переноска бревен и столбов, следовало подчеркнуть их низкий статус? Очевидно, что это не только не подчеркнутое принижение их места, а напротив, указание на особые преимущества.

Воздвижение Святилища, в котором пребывала Шхина, было связано с двумя условиями: раскрытие лучших качеств народа Израиля в деяниях — с тем, чтобы проявить это лучшее в работе по возведению Храма; и полное подчинение собственного «я» человека, усмирение гордыни, самоустраненность.

Оба этих условия выполнялись в храмовых служителях-левитах: сыны Кеата и Гершона выражали собой практическую деятельность и посвященность лучших сил человека храмовому служению, сыны же Мрари символизировали полное подчинение и самоустраненность.

Распределение между семьями левитов храмовой службы соответствовало этим аспектам — сынам Кегота и Гершона выпало перенесение Ковчега и основной храмовой утвари, самых важных частей Шатра, что выражало их сущность — использование лучшего из человеческих качеств и из материальных предметов для служения Всевышнему. Сыны же Мрари переносили балки, которые символизируют полное самоотречение, отторжение всего чуждого Творцу. И подобно тому, как балки были фундаментом, основой Святилища, это качество является основой духовного служения человека.

По этой же причине о сынах Мрари не сказано «возвысь их главу». Семьи Кегота и Гершона в своей службе нуждались в «возвышении», по принципу: «И возвысилось сердце его на путях Г-сподних», а для сынов Мрари главным были самоустраненность и простота («простой сын»). Отсутствие упоминания «возвышения главы» по отношению к сынам Мрари служит для того, чтобы подчеркнуть их особое достоинство.

Венец назорейства

Написано в главе «Насо»: «И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Б-гу воздержанием, то от вина и хмельного должен он воздержаться, уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть. Все дни обета своего – ничего, что изготовлено из винограда, от зерен до кожицы, не должен он есть. Во все дни обета его бритва да не коснется головы его, до исполнения дней, на которые он посвятил себя Б-гу, быть ему святым, должны расти свободно волосы на голове его. Во все дни своего посвящения Б-гу не должен он подходить к умершему»».

Внимательное чтение текста приводит к следующему выводу: идея обета назорейства может быть представлена в двух аспектах: а) назорейство (отлеитназер «отказываться») — отделение и отдаление от общества, что выражается в запретах и ограничениях, добровольно принимаемых на себя назиром; б) назорейство (от незер «корона») – «…назорейство Б-га на голове его, все дни обета его святым будет он Всевышнему», – то есть выражение особой святости, которой принявший обет удостоился в результате его назорейства и связанных с ним ограничений.

Так представляется назорейство с того момента, когда евреи получили эту заповедь и вплоть до прихода Машиаха. С приходом же Машиаха, среди прочих изменений, которые произойдут в мироздании, изменится и назорейство, как сказано: «И поставлю из сыновей ваших пророков и из юношей ваших назиров».

Институт назорейства, как мы видим, будет существовать и в те времена, но на более высоком уровне. Назорейство более не будет нуждаться в отделении от мира. Особая святость его, которой будет отмечен каждый еврей, лишит наслаждения мира какого бы то ни было негативного влияния на сынов Израиля.

В те времена, как мы знаем, всего будет в изобилии, но единственным желанием человека будет познание Б-га, а «лучшие блюда будут как прах».

Таково высшее назорейство: святость без необходимости отдаляться от удовольствий, благословение и «корона Всевышнего» без обета отдаления от мира.

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment