Home Недельная Глава Недельная глава — Рээ

Недельная глава — Рээ

by admin
0 comment
Недельная глава — Рээ

Недельная глава — Рээ

Краткое содержание главы «Рээ»

«Смотри, — говорит Моше народу Израиля, — я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Благословение, которое последует в награду за исполнение заповедей Всевышнего, и проклятие — если они будут нарушаться. Эти благословения и проклятия должны быть провозглашены на горе Гризим и на горе Эйвал, когда евреи войдут в Святую Землю.

«В месте, которое изберет Г-сподь, чтобы водворить там имя Свое», должен быть возведен Храм. И только в нем, а не в любом другом месте люди должны будут приносить жертвы Б-гу.

Лжепророки, а также те, кто совращают других на идолопоклонство, должны быть караемы смертью. Город, целиком собращенный на поклонение идолам, должен быть уничтожен.

Вновь повторяется упоминание признаков кошерности животных и рыб, и перечисляются некошерные виды птиц.

Десятую часть урожая земледелец должен приносить в Иерусалим и съедать там или же продавать, а на вырученные деньги приобретать еду, которую должно съесть также в Иерусалиме. В определенные годы вместо этого та же десятина должна быть отдана беднякам. Первенцы крупного и мелкого рогатого скота должны приноситься в Храм, с тем чтоб их мясо ели коэны.

Заповедь благотворительности обязывает еврея помочь нуждающемуся собрату подаянием или займом. В Субботний год (наступающий раз в семь лет) все долги должны быть прощены. Еврейские рабы должны быть отпущены на свободу после шести лет службы.

Глава завершается перечислением законов трех праздников паломничества — Песах, Шавуот и Суккот — когда каждый должен предстать перед Б-гом в Святом Храме.

Увидеть и понять

«Смотри, я предлагаю вам ныне благословение и проклятие…» (Дварим, 11:26)

Проклятие Свыше – это на самом деле благословение, которое слишком огромно, чтобы обычным образом раскрыться в этом ограниченном мире, и поэтому должно быть «замаскировано» под проклятье. Мы должны стараться смотреть на это именно с такой стороны, а не падать в ловушку обид на Всевышнего. Боль и страдания существуют для того, чтобы сделать возможной свободу выбора. В свою очередь свобода выбора существует для того, чтобы мы были в состоянии заслужить награду за свой выбор и не чувствовать себя недостойными тех благословений, которые Всевышний нам ниспосылает.

Если человек сможет понять, что зло существует только для того, чтобы у него была свобода выбора его отвергать, то бороться со злом ему будет гораздо легче («Ликутей Сихот», т. 4, с. 1339-1342.).

Зло существует ради добра

Глава Торы «Рээ» начинается со слов, выражающих один из основополагающих принципов иудаизма – свободу выбора. Всевышний говорит, обращаясь к народу Израиля: «Смотри, Я даю вам ныне благословение и проклятие. Благословение – если послушаете … а проклятие – если не послушаете…»

Выражения, употребленные в этом отрывке, требуют разъяснения. Говоря о себе в первом лице, Творец использует слово «Анохи» (вместо обычного в иврите – «Ани»). Как правило, это слово Тора употребляет, когда речь идет о необычно большом благословении и изобилии. Например, Десять Речений открываются этим словом. Слово «даю» также может намекать на благословение, как сказали мудрецы: «Дающий – дает щедро». В свете этого надо понять, каким образом эти слова, предваряющие благословение и изобилие, могут быть связаны с предложением благословения и проклятия? Возможно ли, что слово «Анохи» предваряет проклятие, и как можно сказать о проклятии, что Всевышний словно подарок «дает» его нам.

Зачем существует зло?

Для того, чтобы понять это, надо сначала разобраться: в чем причина дарования благословения и проклятия, или, другими словами, зачем существуют добро и зло. Много раз в жизни, сталкиваясь с противоборством добра и зла, спрашиваем мы себя: «Зачем вообще сотворил Всевышний зло? Зачем вообще Он создал нечть, входящее в противоречие с добром, воюющее с добром, мешающее нам совершать добрые и честные поступки?»

Ответ состоит в том, что зло существует для того, чтобы сделать возможной свободу выбора. Если бы в мире существовало только добро и не было бы у человека никакой тяги ко злу – не было бы выбора добра по собственной воле. Человек был бы вынужден делать добро просто за неимением выбора. Необходимо наличие и пути Добра, и пути Зла – только тогда человек может сам выбирать свой путь.

Ценность выбора

Важность наличия выбора в жизни человека неоценима. Это одно из его определяющих достоинств. Ни одно другое живое существо в мире не имеет свободы выбора. Животные действуют в соответствие со своей природой и наклонностями. Единственное существо в мире (и не только в мире материальном, но включая и миры духовные – ведь ни ангелы, ни серафимы не обладают свободой выбора), имеющее возможность свободно выбирать – это человек.

Сами понятия награды и наказания возникают лишь на базе свободного выбора. Если нет свободного выбора – нет места награде и нет оправдания наказанию. Животные не получают награду за «хорошие» поступки и не наказываются за «плохие», поскольку не они выбирают, как поступить. Только человек достоин награды за добрые дела и подлежит наказанию за плохие, потому что есть у него свобода выбора, и поступки его кладутся на весы заслуг и провинностей.

Проклятие – благословение

Существование зла, таким образом, не служит цели сделать человеку плохо. Наоборот, это великое благословение, данное человеку Всевышним. Не будь в мире зла – не было бы у человека возможности выбирать. Только наличие зла позволяет человеку сделать свободный выбор в пользу добра.

Словами «Анохи» и «даю» Творец намекает, что задача зла не вредить нам, а предоставить свободу выбора, чтобы могли мы по своему собственному желанию идти по пути Добра.

Знание этого дает нам силы не бояться зла. Ведь сам смысл его существования состоит лишь в том, чтобы предоставить нам возможность выбрать добро. Отсюда следует, что у зла нет совершенно никакой самостоятельной сущности, оно лишь позволяет нам сделать собственный выбор и встать на путь Добра.

(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в «Ликутей сихот», т. 4, стр. 1339. Изложение р-на Давида Эльдина)

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment