Home Недельная Глава Недельная глава — Эйкев

Недельная глава — Эйкев

by admin
0 comment

Краткое содержание главы «Эйкев»

Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.

Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. «Вы бунтовали против Б-га, — говорит он, — с того дня, что я вас знаю». Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.

Их сорокалетние скитания в пустыне, говорит Моше, во время которых Б-г питал их манной небесной, должны были научить их, «не только на хлебе живет человек, но на том, что исходит из уст Г-спода, живет человек».

Моше называет землю, куда им предстоит войти, «текущей молоком и медом», особо благословенной «семью видами» плодов (пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики), землей, находящейся в центре Б-жественного Провидения. Он велит им разрушить идолов тех племен, что жили там раньше, а также предостерегает евреев, чтобы они не возгордились и не решили, что «моя сила и мощь моей руки создала мне все это богатство».

Ключевым фрагментом этой главы также является второй параграф молитвы «Шма» («Слушай, Израиль!»), повторяющий фундаментальные заповеди, перечисленные в первой ее части, и говорящий о награде за исполнение воли Всевышнего и о плачевных последствиях (голод, изгнание) пренебрежения ею.

 

Мицвы всякие важны

В Торе все абсолютно точно. Ни одно выражение, ни одно слово не появляются в ней случайно. В начале главы «Эйкев» сказано: «И будет, за то, что вы будете слушать законы эти…» Тора употребляет слово «эйкев», которое переводится как «вследствие» (за то, что…), но может переводиться и как имя существительное – «пятка». Мудрецы обратили внимание на эту «игру слов» и сделали вывод, что Тора намекает здесь на заповеди легкие, которыми многие пренебрегают – «топчут» их. И так комментирует Раши: «Заповеди легкие, которые человек топчет», то есть Тора предостерегает нас, чтобы мы были прилежны и в исполнении легких заповедей.

Чего опасался царь Давид?

Мидраш рассказывает, что царь Давид не опасался заповедей строгих – в их исполнении человек всегда педантичен. Но опасался Давид заповедей легких – как бы не проявить в них небрежности. И так сказал он в псалме: «Нечестие стоп моих (т.е. мелкие грехи) окружает меня» — опасны именно заповеди легкие, которые сравниваются с пятками.

И здесь возникает вопрос: чего же опасался царь Давид, возможно ли чтобы он допустил какую-нибудь оплошность в исполнении заповедей Творца? Ведь он сам сказал: «И раб Твой осторожен очень в исполнении их». Значит, был царь Давид осторожен и в исполнении легких заповедей. И если так, чего же опасался?

Не разделять по степени важности

Мы должны признать, что речь здесь не идет о невыполнении или пренебрежении этими заповедями («которые человек топчет»). Псалмопевец говорит лишь о самой попытке ввести некую шкалу в оценке заповедей и разделить их на легкие и строгие. От этого и предостерегает нас Тора.

Может так случится, что еврей, выполняя все заповеди Торы – скрупулезно, во всех деталях – сочтет, что есть разница в степени их важности. Какие-то заповеди будут в его глазах более важными, а какие-то – менее (при том, что и менее важные он будет соблюдать). Такой подход неверен, более того – очень опасен.

Нельзя оценивать заповеди, опираясь на холодный рассудок. Разум всегда стремится к логике и пониманию, и легко может придти к выделению некоторых заповедей как наиболее важных. Но разве логика может установить истинную ценность заповеди? Мы ведь выполняем заповеди, потому что так повелел нам Творец. А кто может постичь глубину Его мысли и намерений?

Нет разделения

Каждая заповедь – это часть Высшего Желания, бесконечной Воли Творца. В глазах Всевышнего все заповеди одинаково важны, поскольку каждая из них – часть абсолютной Воли, которая неделима. Поэтому и в наших глазах все заповеди должны быть совершенно равны. Мы обязаны выполнять все заповеди с радостью, преданностью и точностью.

Об этом и говорит нам Тора в этой главе. Тора гарантирует нам множество благословений, которые мы получим, если будем преданно и с максимальной точностью исполнять заповеди, кажущиеся нам не очень важными. В награду за это «хранить будет Г-сподь, Б-г твой, для тебя союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим».

(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в «Ликутей сихот», т. 19, стр. 89. Изложение р-на Давида Эльдина)

 

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment