Home Недельная Глава Недельная глава — Ницавим

Недельная глава — Ницавим

by admin
0 comment

Краткое содержание главы «Ницавим»

Глава «Ницавим» включает в себя некоторые из наиболее фундаментальных принципов иудаизма.

Единство народа Израиля: «Вы все стоите сегодня пред Всевышним — главы колен ваших, старейшины и надсмотрщики, каждый еврей; дети, жены и пришелец, который в стане твоем; от дровосека до водоноса».

Грядущее Избавление: Моше предупреждает об Изгнании и об опустошении Страны, которое последует в результате того, что народ Израиля оставит законы Всевышнего. Но затем он пророчествует о том, что в конечном итоге «обратишься ты ко Всевышнему, и возвратит Всевышний изгнанников твоих, и снова соберет тебя из всех народов. Даже если будут изгнанники твои на краю неба – и оттуда соберет, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя в страну, которой овладели отцы твои».

Практическое значение и непреходящая актуальность Торы: «Заповедь же эта, которую даю тебе сегодня, не скрыта она от тебя и не далека она. Не на Небесах она… И не за морем она… Но очень близко к тебе слово это: на устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его».

Свобода выбора: «Смотри, предлагаю Я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло, ибо заповедую Я тебе сегодня любить Всевышнего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его… Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье – избери же жизнь!»

Стоя вместе

В главе Торы «Ницавим», которую читают накануне Рош-Ашана, есть слова, намекающие на этот день: “Вы стоите сегодня все пред Б-гом, Вс-сильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле… от дровосека твоего до водочерпия твоего”.

В самом этом высказывании уже содержится противоречие. Стих начинается обращением к Израилю как к общности всех евреев: “Вы стоите сегодня все…” — без приведения каких-либо различий между ними. Но следом подробно перечисляются все группы евреев сообразно их положению. Зачем это нужно, если слова “вы… все” уже включают всех и каждого?

С одной стороны, между евреями должно быть единство, но в то же время каждый вносит в это единство собственный вклад, у каждого — своя миссия. Но, если должно существовать между евреями различие, причем столь значительное, что на одном полюсе оказываются “главы колен ваших”, а на другом — “черпающие для вас воду”, как между ними может быть истинное единство?

Сам стих предлагает ответ на это: “Вы стоите сегодня все пред Б-гом, Вс-сильным вашим”. Он — основа их существования, и все евреи суть одно. Это можно понять на простом примере. Когда люди образуют внутри сообщества группу, объединенную какими-то интересами — экономическими, интеллектуальными, какими-либо другими, они сообща пользуются деньгами и идеями друг друга, сообща трудятся ради достижения какой-то цели, отводя для этого определенное время. Вне рамок данного сообщества они полностью сохраняют свою индивидуальность, собственный неповторимый мир. Общность Израиля — иного рода. Когда евреи стоят вместе «пред Б-гом», объединяясь для союза со Всевышним, этот союз охватывает всего человека целиком (“вы все” в значении “всей вашей сутью”, то есть всем вашим бытием), не только его труды или мысли, но всего его полностью — со всем, что он есть и что может дать. И потому исчезает противоречие индивидуальной уникальностью каждого человека и общностью народного единства. Более того, только усилиями каждого отдельного еврея, направленными на то, чтобы внести свою особенную лепту в этот союз завета, живет вся община. Единство Израиля создается не тем, что каждый еврей уподобляется другому, но тем, что он следует исполнению велений “Б-га, Вс-сильного вашего”. Израиль перед Б-гом единое целое тогда и только тогда, когда каждый еврей выполняет миссию, порученную лишь ему одному.

Не случайно перечислены различные группы евреев, от “главы” до “стоп” общины: порой “стопы” берут на себя роль “главы”. Или, разворачивая эту метафору, при том, что именно голова — вместилище разума, управляет всем телом, именно стопы несут наше тело (включая и голову). А потому, когда речь идет о духовности, “водочерпии” могут порой служить образцом для «глав колен ваших» — простой еврей с его простым исполнением заповедей, его нерассуждающей верой может быть образцом для интеллектуальных вождей общины.

Но не следует забывать: когда нечто представляется нам невозможным, в этом куда больше нашего желания таким образом это представлять, нежели реального положения вещей. Чтобы понять истинную природу сложившейся ситуации, следует обратиться к кому-то еще — кто выше самообмана и не поддастся искушению дать именно тот ответ, который вопрошающему желанней, к тому, кто выше всяких обстоятельств, и взгляд его будет взглядом Торы, ибо она есть “Торат эмет”, истинная Тора, а истина не терпит компромиссов.

Дни от Рош-Ашана до Йом-Кипура — Десять дней трепета, или Десять дней тшувы (раскаяния, возвращения к Б-гу), — то время в году, когда еврей должен вернуться к своему сущностному “Я”, когда маски самообмана должны быть сорваны. А силы на это у нас есть, ведь слова «Вы стоите… пред Б-гом» – это не пожелание и не обещание, а констатация факта. Мы стоим крепко, и если захотим – выстоим.

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment