Home Наша история Яков Изакс — Наш народ. Книга Вторая >79. Народные бедствия

Яков Изакс — Наш народ. Книга Вторая >79. Народные бедствия

by admin
0 comment

НОВОЕ ВОССТАНИЕ
Во время продвижения Давида на пути в Иерушалаим возник спор между его поданными из Исраеля и из Иеудеи. Люди Исраеля, первыми настоявшие на возвращение Давида, были раздражены тем, что люди Иеудеи претендуют на честь быть среди возвращающих царя из изгнания, заявляя, что они являются более близкими царю по родству. Этот спор, казалось бы совсем незначительный, перерос постепенно в яростную вражду между обеими частями поданных еврейского государства и привел вскоре к очень серьезным последствиям.

Некий Шева, из колена Биньямина, беспокойный и честолюбивый человек, был первым, воспользовавшимся этой отчужденностью между обеими частями народа, чтобы поднять восстание. Он издал трубный глас и воскликнул: «Нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Ишайевом; все по шатрам своим, Исраельтяне!».

Таким образом, колеблющиеся, нетвердые в своих убеждениях Исраельтяне пошли за Шевой, в то время как люди Иеудеи сомкнулись вокруг Давида. К оказавшемуся неизбежным сражению царь дал свои указания Амасе, заменившему Иоава на посту главнокомандующего. Но Амаса не собрал армию к назначенному сроку, и Давид, подозревая измену, нетерпеливый, послал за Авишаем и предложил ему сразу же начать преследование восставших, чтобы не дать Шеве возможности бежать в один из укрепленных городов. Авишай и Иоав сразу же выступили во главе своих войск. Недалеко от Гив’она Иоав и Авишай встретили Амасу. Иоав решил воспользоваться случаем отомстить Амасе за его участие в заговоре Авшалома. Ничего не подозревавший Амаса не остерегался Иоава. Делая вид, что он протягивает Амасе свои руки, чтобы дружески обнять его, Иоав всадил свой меч в бок Амасе и убил его наповал.

Иоав и Авишай продолжали свое быстрое преследование, оставив тело Амасы на дороге. Наконец, Иоав узнал, что Шева нашел укрытие в одном из северных городов на берегу Иардена, в Авейл-Бейт-Амаахе. Иоав окружил город, насыпал вал, начал рыть траншеи и готовился разрушить городские стены. Но одна мудрая женщина спасла город. Она подошла к воротам и позвала Иоава. Она просила его пожалеть невинный город и его обитателей и удовлетвориться смертью изменника Шевы, которого она обещала выдать ему. Затем она пошла к народу и убедила всех последовать ее совету. Голова Шевы была сброшена Иоаву со стены города. Этим кончилась война, и воины разошлись по домам.

ГОЛОД
На склоне лет Давида было много серьезных народных бедствий, показавших, что народ разгневил Б-га и что необходимо просить Его прощения. Одним из таких больших бедствий был голод, разразившийся в середину царствования Давида и продолжавшийся три года. Поняв, что это было наказанием Б-жьим, Давид произвел тщательное расследование, чтобы установить нет ли виновных в идолопоклонстве или других скрытых грехах. Поскольку ничего подобного обнаружено не было, Давид спросил у пророка о причинах голода и узнал, что это является наказанием за допущенные государством два прегрешения: отсутствие должного уважения к памяти первого царя Б-гопомазанника Шаула и преследование Гив’онитов[1], которым было обещано Иеошуой, что им не будет причинено никакого зла.

Давид взялся исправить эти ошибки. Было уже поздно сделать что либо по первому случаю, но второй может быть исправлен. Давид вызвал к себе старейшин Гив’онитов и заявил им, что он готов сделать все возможное, чтобы вознаградить их за зло, им причиненное. Гив’ониты потребовали умертвить публично внуков Шаула, чтобы искупить вину Шаула, который подозревал их в измене, вызвал недружелюбное к ним отношение со стороны народа и этим явился причиной смерти многих из их сородичей.

Был пощажен только сын Ионатана – Мефивошет. Семь других принцев царской фамилии Шаула были публично повешены Гив’онитами. Окружающие племена посчитали это действие Давида актом великой справедливости, и это наполнило их сердца восхищением и благоговением перед Исраелем. Ведь, в конце концов, Гив’ониты были не больше, как подчиненным племенем, обманом добившимся клятвы Иеошуи в благосклонном к ним отношении. Следствием этого акта благородного возмездия было появление в Исареле ста пятидесяти тысяч прозелитов из соседних племен, заявивших, что они переходят в еврейскую веру и просят принять их как членов еврейского народа.

Однако, проявившие такую жестокость Гив’ониты, по мнению Давида, не были достойны стать полноправными членами еврейского народа. Поэтому, запрещая несправедливое отношение к Гив’онитам, Давид одновременно запретил евреям родниться с ними.

Давид повелел устроить государственные похороны семи членам царской семьи, а также останкам Шаула и Ионатана, тела которых были вынуты из могил и перевезены из Явеша, что в Гил’аде, чтобы торжественно похоронить их в семейном склепе отца Шаула – Киша. Всюду, где проходила похоронная процессия, выходили толпы народа, чтобы отдать последние почести памяти павших царя и принца, и во всех двенадцати коленах Исраеля был соблюден национальный траур.

ВСЕНАРОДНАЯ ПЕРЕПИСЬ
Другое бедствие постигло Исраель вследствие проведенной Давидом переписи населения. Недавние восстания Авшалома и Шевы побудили Давида ввести обязательную воинскую повинность, чтобы повысить боевую мощь своей армии. Иоав отсоветовал его от этого. Но царь упорствовал в своем решении, и перепись была проведена от Дана до Беершевы.

Перепись продолжалась девять месяцев и двадцать дней. Она показала, что одно только Иеудино колено может выставить полмиллиона человек призывного возраста, колена Леви и Биньямина – триста тысяч человек, а все остальные колена – – восемьсот тысяч человек.

Но по предписаниям Торы проведение переписи населения допускается в особых случаях и только определенным образом, а именно: при помощи монеты или какого либо другого предмета, вносимых каждым, подлежащим учету; число учтенных определяется затем подсчетом полученных монет и т.п. Когда Шаул провел мобилизацию перед войной с Амалейком, он приказал каждому воину принести овечку, которые и были затем подсчитаны. Давид же пренебрег этим законом и подсчитал самих людей, как это делают соседние народы. Результаты переписи возбудили чувство гордости и тщеславия у многих евреев, склонных полагаться больше на свою собственную силу, чем на Б-жественную защиту. Естественно, что эта перепись не отвечала воле Б-га.

Давид вскоре должен был убедиться, что он согрешил, и он просил прощения у Б-га. Однако в стране разразилась эпидемия, вызвавшая страшные опустошения в народе. Пощажен был только Иерушалаим. Погибло семьдесят тысяч человек. Ангел Б-жий стоял у гумна Аравны Иевусита, когда Б-г приказал ему приостановить свое смертоносное дело. Здесь воздвиг Давид, по указанию пророка Гада, алтарь, и принес жертвы. Это происходило на горе Мория, где имело место когда то «Связывание Ицхака» (Акейда), а впоследствии был здесь построен Святой Храм сыном Давида Соломоном (Шеломо). Здесь проявилось милосердие Божье, и эпидемия прекратилась.

You may also like

Leave a Comment