Home Недельная Глава Недельная глава — Насо

Недельная глава — Насо

by admin
0 comment


Краткое содержание главы «Насо»

По завершении поголовного исчисления Сынов Израиля отдельно подсчитывается количество левитов в возрасте от 30 до 50 лет — 8580 человек — тех, кто были пригодны для служения и переноски Святилища.

Всевышний сообщает Моше закон о соте, распутной жене, заподозренной мужем в неверности. Также дается закон о назире, человеке, давшем обет воздержания от вина, которому запрещено стричь волосы и становиться ритуально нечистым от прикосновения к мертвому телу.

Первосвященнику Аарону и всем его потомкам-коэнам дается заповедь благословлять народ Израиля особым тройным благословением.

Главы двенадцати колен Израилевых приносят свои подношения в честь освящения жертвенника. При том, что дары их всех одинаковы, они приносятся не в один день, а в разные дни на протяжении двенадцати дней, и во всех подробностях отдельно описываются я в Торе.

 

Отсутствие похвалы — тоже похвала

Глава «Насо» в своем начале завершает подсчет семей колена Леви, которые переносили Храм и его утварь во время странствий по пустыне. Предыдущая глава заканчивалась подсчетом семей Кеата, в чьи обязанности входило переносить Ковчег и храмовую утварь. А нынешняя глава повествует об обязанностях семей Гершона, которые должны были носить полотнища покрытий Шатра Откровения, и об обязанностях семей Мрари, которые должны были носить балки Шатра и его подножия.

В этом «уставе» есть одна существенная разница. Когда речь идет о семьях Кеата и Гершона, Тора использует выражение, несущее смысл уважения и почета: «сочти поголовно» (буквально — «возвысь их главу»), когда же речь идет о Мрари, сказано просто «пересчитай их».

По этому поводу Мидраш замечает: «Сыновьям Кеата и Гершона Б-г оказал уважение — Кеату из-за того, что они носили Ковчег, Гершону из-за того, что был первенцем. Сынам же Мрари, обычного сына (не первенца), которые носили просто балки и подножия, не сказано (поэтому) уважительного «сочти поголовно»».

Такое объяснение вызывает удивление. Неужели только потому, что Мрари был «простым сыном» и в обязанности его сынов входила «только» переноска бревен и столбов, следовало подчеркнуть их низкий статус? Очевидно, что это не только не подчеркнутое принижение их места, а напротив, указание на особые преимущества.

Воздвижение Святилища, в котором пребывала Шхина, было связано с двумя условиями: раскрытие лучших качеств народа Израиля в деяниях — с тем, чтобы проявить это лучшее в работе по возведению Храма; и полное подчинение собственного «я» человека, усмирение гордыни, самоустраненность.

Оба этих условия выполнялись в храмовых служителях-левитах: сыны Кеата и Гершона выражали собой практическую деятельность и посвященность лучших сил человека храмовому служению, сыны же Мрари символизировали полное подчинение и самоустраненность.

Распределение между семьями левитов храмовой службы соответствовало этим аспектам — сынам Кегота и Гершона выпало перенесение Ковчега и основной храмовой утвари, самых важных частей Шатра, что выражало их сущность — использование лучшего из человеческих качеств и из материальных предметов для служения Всевышнему. Сыны же Мрари переносили балки, которые символизируют полное самоотречение, отторжение всего чуждого Творцу. И подобно тому, как балки были фундаментом, основой Святилища, это качество является основой духовного служения человека.

По этой же причине о сынах Мрари не сказано «возвысь их главу». Семьи Кегота и Гершона в своей службе нуждались в «возвышении», по принципу: «И возвысилось сердце его на путях Г-сподних», а для сынов Мрари главным были самоустраненность и простота («простой сын»). Отсутствие упоминания «возвышения главы» по отношению к сынам Мрари служит для того, чтобы подчеркнуть их особое достоинство.

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment