Home Недельная Глава Недельная глава — Ваэра

Недельная глава — Ваэра

by admin
0 comment

Всевышний являет себя Моше и обещает вывести Сынов Израилевых из Египта, избавить их от рабства, спасти их и взять себе избранным народом у горы Синай, а также привести их в Страну, которую Он обещал праотцам во владение вечное.

Моше и Аарон несколько раз являются к фараону, требуя от имени Б-га: «Отпусти народ Мой, чтобы они послужили мне в пустыне!» Фараон всякий раз отвечает отказом. Посох Аарона превращается в змея и пожирает волшебные жезлы египетских колдунов. Вслед за этим Всевышний насылает казни на Египет.

Воды Нила превращаются в кровь. Полчища жаб заполоняют землю. Вши заводятся у людей и животных. Стаи диких зверей вторгаются в города. Домашние животные гибнут от мора. Нарывы покрывают египтян. Град с огнем обрушивается с небес. И тем не менее — «ужесточилось сердце фараона и не отпустил он Сынов Израилевых, как и предупреждал Б-г Моше».

Верить и кричать

Глава «Ваэра» начинается с ответа Всевышнего на вопрос Моше, прозвучавший в окончании предыдущей главы: «Для чего ты сделал зло этому народу?!.. С того времени, как я пришел к Паро говорить именем Твоим, он начал лишь хуже поступать с этим народом; а избавить не избавил Ты народа Твоего». И Всевышний отвечает Моше словами, с которых начинается эта глава: «И открывался Я Аврааму, Ицхаку и Яакову…» Мудрецы объясняют слова Б-га в том ключе, что Всевышний как бы с сожалением вспоминает о праотцах, которые прошли через множество испытаний, но в отличие от Моше никогда не посмели упрекнуть Всевышнего.

Все, что написано в Торе содержит в себе урок, который человек должен извлечь и использовать в своей жизни. Известно, что Тора старается не говорить ничего плохого даже о животных. Здесь же, на первый взгляд, сообщаются малоприятные для Моше, пророка Всевышнего, вещи.

Моше, удостоившийся лицезреть раскрытие Шхины, Б-жественного присутствия, разумеется, знал о поступках и жизненной линии праотцев. И, конечно, сам был на уровне не менее высоком, чем они, обладал абсолютной верой в Б-га, в справедливость Его деяний. И все-таки он предъявил Всевышнему претензию: «Зачем сделал Ты зло этому народу?»

Как объясняет Каббала и учение хасидизма, Моше соответствовал атрибуту Высшей Мудрости, соответствующий же уровень его души, Хохма, был его основным качеством. В то же время праотцы соответствовали эмоциональным атрибутам — Хесед (Доброта), Гвура (Строгость), Тиферет (Великолепие). На эмоциональном уровне есть место для полной смиренности, безусловного принятия воли Всевышнего. Разум же требует объяснений. В этом причина того, что праотцы не подвергали анализу пути Творца, а Моше пытался понять и задавал вопросы. Ведь с точки зрения разума, Хохмы, здесь напрашивается вопрос, крик: «Зачем Ты сделал зло?!»

Здесь содержится двойной урок. С одной стороны, есть ответ Всевышнего, ставящего в пример Моше праотцев, не задававших никаких вопросов. Накануне избавления, свершаемого Самим Творцом, вопросы неуместны, даже если положение кажется невыносимым.

С другой стороны, в Торе звучит также и претензия Моше, что тоже является уроком для нас. Находясь в изгнании, во времена, когда духовный мрак покрыл землю настолько, что уже не разобрать, где свет и где тьма, где добро и где зло, где правда и где ложь, следует нести в себе сразу два душевных свойства: верить в то, что все происходящее в жизни — к лучшему и благодаря мраку придет освобождение; а с другой стороны, следуя мудрости своей Б-жественной души, кричать: «Зачем?! До каких пор?!»

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment